Крепление колес

Колеса крепятся к фланцам ступиц автомобиля гайками, устанавливаемыми на болтах или шпильках, которые проходят через крепежные отверстия дисков. Использование болтов или шпилек обусловлено компоновкой колесно-ступичного узла и технологией его сборки.

Центрирование колес на ступице осуществляется разными способами. В российском автомобилестроении применяют следующие варианты:

  • коническими фасками крепежных отверстий диска;
  • по центральному отверстию диска.

Присоединительные размеры дисковых колес для отечественных легковых автомобилей изготовляются с фасками под углом 60° (Рис. 1 а), которые предназначены для центрирования колеса и предотвращения самоотворачивания крепежных гаек или болтов. Специальная форма диска, получаемая за счет выштамповок в местах расположения крепежных отверстий, обеспечивает его упругое деформирование под действием усилия затяжки гаек или болтов, что обусловливает стабильность затяжки резьбовых соединений.

a)a)б)a)в)a)

Рис. 1 Крепежные отверстия колес

На автомобилях «Таврия» для крепления колес применяются специальные гайки с декоративным колпачком и конусом под углом 80° (Рис.1 6).

На автомобилях ВАЗ колеса крепятся болтами, которые завинчиваются в резьбовые отверстия ступицы. Предварительное центрирование колес производится направляющими штифтами, которые закреплены во фланце ступицы и входят в 2 дополнительных отверстия в диске. Все детали крепления делаются стальными и изготовляются с антикоррозионным покрытием, в том числе и хромированным.

У автомобилей семейства «Газель» и ряда марок зарубежных автомобилей центрирование колеса на ступице осуществляется по центральному отверстию диска, а крепление производится гайками с подвижными шайбами.

На зарубежных автомобилях для крепления колес применяют три основных типа гаек или болтов:

  • с конусом под углом 60° (Рис. 2 а);
  • с плоской торцевой поверхностью (Рис. 2 6);
  • со сферической посадочной поверхностью (Рис. 2 в).

a)a)б)a)в)a)

Рис.2 Крепеж колес на зарубежных автомобилях

Детали крепления колес отечественных и многих марок зарубежных европейских автомобилей имеют метрическую резьбу: М10х1,25; М12х1,25; М12х1,5; М 14x1,5. Однако, у европейских автомобилей, предназначенных для экспорта в США, Англию и страны, бывшие ее колониями, крепежные детали колес изготовляются с дюймовой резьбой. При этом на американских автомобилях применяют крепежные детали как с дюймовой (7/16'', 1/2'', 9/16'', 1/2''), так и с метрической резьбами. Наиболее распространен крепеж с резьбой 1/2''.

Важным конструктивным параметром колеса является диаметр d1 (см. Рис. 1) расположения центров крепежных отверстий (его международное обозначение - РСD – (от английского Рitch Сirс1е Diаmеtег). Обозначение этого параметра может выглядеть следующим образом: РСD 98/4, что означает 4 крепежных отверстия на диаметре 98 мм. Следует отметить, что в Европе установлен определенный ряд таких диаметров: 98,100 и 108 мм. Менее распространены колеса с диаметрами расположения крепежных отверстий 110,112 и 120 мм. На подавляющем же большинстве колес джипов этот диаметр равен 139,7 мм. На американском континенте к этому параметру относятся менее строго и поэтому на автомобилях американского производства применяются самые различные РСD.

Copyright © 2014 Tyre Plus - Кристина-авто. Все права защищены.