Как выбрать шины

Устройство шины

Устройство шины можно условно разделить на две части: каркас и протектор.

В основе каркаса находится герметизирующий слой. Его задача - удерживать воздух внутри шины. Над ним расположен текстильный слой, обеспечивающий каркасу нужную форму, а плечевая лента защищает текстильный слой от повреждений.

Наружную сторону шины создает лента протектора. Ее «фундаментом» являются два слоя стального корда, которые обеспечивают шине форму.

Жесткость стального корда напрямую влияет на сопротивление шины качению. Над лентами стального корда находится бандаж. Его характеристики влияют на максимальную скорость, которую шины способна выдержать. И наконец сам протектор - он обеспечивает сцепление с дорожным покрытием и отвод воды через специальные канавки.

Основное устройство шин для легковых и грузовых автомобилей является одинаковым, правда, для грузовых автомобилей разработчики делают акцент на усиление других качеств.

Борт покрышки

Борт покрышки обеспечивает ее надежное крепление на колесном диске. Центрирующий профиль обеспечивает стабильность движения, точность руления и амортизацию при движении по неровностям. Ему помогает в этом усилитель борта.

Материалы

Лента протектора создается из каучука (около 40%) с добавлением сажи и силикона. Масла и смолы в составе резины обеспечивают необходимую мягкость.

В процессе вулканизации, когда лента протектора нагревается до высокой температуры, он скрепляется с нижними слоями, образуя с ними одно целое.

Сердечник борта и корд изготавливаются из жесткой стальной проволоки.

Бандаж стального корда и нижний текстильный слой изготавливаются из синтетического материала.

Радиальные шины

Актуальные шины для легковых автомобилей и большинство шин для грузовых автомобилей изготавливаются в виде радиальных шин. Такое название отражает структуру каркаса шины - ее волокна расположены под углом 90 градусов (поперечно) к направлению движения. На боковинах волокна располагаются радиально - в виде лучей от центра наружу. Это обеспечивает хорошую устойчивость формы шины даже в поперечном направлении. Чтобы передача усилия и в продольном направлении была оптимальной, используется стальной корд.

Диагональные шины

В диагональных шинах каркас создается с помощью волокон, которые расположены под углом к направлению движения. Волокна накладываются друг на друга, образуя сетку.

Такая конструкция позволяет создавать круглые шины. В большинстве случаев диагональные шины не оснащаются стальным кордом, поэтому они плохо подходят для использования в легковых автомобилях.

Такие шины используются там, где нужно обеспечить контакт с покрытием не только в нижней части шины, но и по бокам - это, как правило, мотоциклы и сельскохозяйственная техника.

Размер шины

Шины должны соответствовать различным требованиям, одно из которых - соответствие нормам. Для этого они обозначены специальным образом для отображения размеров, например 225/50/R17.

На приведенном рисунке указаны следующие размеры: 225 - ширина шины в миллиметрах. 50 - высота шины в % от ее ширины. В данном случае 50% от 225 мм. составляют 112,5 мм.

R17 - Внутренний диаметр шины в дюймах. Это так же и диаметр колесного диска, на который эта шина подходит.

Отношение высоты профиля к его ширине

В ходе эволюции автомобиля и шин отношение высоты профиля к его ширине постепенно уменьшается. Шины с меньшим отношением имеют либо меньшую высоту, либо большую ширину шины.

Небольшая высота стенки шины обеспечивают точную управляемость, так как стенка шины в этом случае меньше деформируется.

С другой стороны большая ширина шины обеспечивает лучшую стабильность автомобиля в повороте.

Уменьшение соотношения высоты профиля к его ширине ухудшает комфортность шины.

Обозначение шин

  1. название производителя (логотип)
  2. название продукта
  3. размеры и тип конструкции
  4. индекс нагрузки
  5. индекс скорости
  6. бескамерные шины обозначаются английским словом «tubeless»
  7. код проверки шины согласно европейским предписаниям (ЕСЕ)
  8. DOT-номер с кодом производителя, в котором указывается место и дата производства.

Индекс нагрузки и индекс скорости

Кроме размеров шины существуют еще два параметра, по которым определяется, подходит ли шина для автомобиля - индекс нагрузки и индекс скорости.

Индекс нагрузки указывает максимальный вес на одну шину, а индекс скорости - максимальную скорость движения автомобиля на таких шинах. Желательно использовать шины, индекс скорости которых немного превышает максимальную скорость автомобиля, это обеспечит безопасность движения. Оба индекса расшифровываются с помощью таблиц, которые предоставляют сами производители.

Дополнительные обозначения шин

Зимние шины обозначаются буквами:
М = Mud = грязь
S = Snow = снег

Дополнительно для рынков США и Канады зимние шины обозначаются символом снежинки.

Шины аварийного хода, способные продолжать движение даже при спускании колеса, обозначаются следующими сокращениями:
RunOnFlat
HP, SSR, SST

Шины с низким сопротивлением качению могут иметь следующие сокращения:)
Green X («зеленые шины»)
Reduces CO2 ("уменьшает выброс СО2")

Эти обозначения указывают на экономию топлива благодаря использованию таких шин.

Символ стрелки на шине показывает направление вращения шины в установленном состоянии. Это необходимо учитывать при монтаже и установке колес.

Индикаторы износа шины

Индикаторами износа шины являются небольшие выступы в канавках между протекторами. Когда размер протектора сравняется с высотой этих выступов, шину необходимо заменить.

В месте, где расположены индикаторы износа, на боковой стенке нанесено буквенное сокращение TWI = Tread Wear Indicator = индикатор износа шины. Оно облегчает поиск места, где расположены индикаторы износа.

Износ шины означает ухудшение ее свойств и уменьшение уровня безопасности. Вы можете сравнить отпечатки шин по мере их износа в зависимости от скорости здесь.

Устройство профиля шины

Профиль шины состоит из продольных канавок, поперечных канавок и грунтозацепов.

Продольные канавки повышают стабильность движения автомобиля.

Поперечные канавки улучшают передачу тягового усилия.

Дополнительные грунтозацепы с ламелями на протекторе обеспечивают лучший контакт с дорожным покрытием, особенно в зимний период времени.

Аквапланирование и ламели грунтозацепов

Главная задача профиля шины - обеспечение безопасного движения при любых дорожных условиях. Для этого через канавки отводится вода, что предотвращает аквапланирование (всплытие) шины.

Дополнительно, в канавках сжимается свободный, нежесткий грунт, благодаря чему достигается лучший контакт с дорогой, особенно на снегу.

Направление вращения и ассиметричный профиль

Сравните представленные на рисунке шины.

Шина на рисунке слева является направленной, о чем свидетельствует стрелка на ее боку. Такая шина оптимально выдавливает воду при движении вперед. Во время ее установки необходимо следить за тем, чтобы она была установлена правильно - стрелка должна показывать вперед.

Правая шина имеет на внешней стороне меньше поперечных канавок. Такая конструкция обеспечивает лучшую устойчивость в повороте. Во время монтажа такой шины необходимо следить за соблюдением внутренней и внешней стороны шины.

Летние и зимние шины

Шины на автомобиле должны соответствовать времени года.

Летние шины (на рисунке слева) предназначены для использования на дорогах без снега. Состав резины в такой шине подобран таким образом, чтобы она не становилась слишком мягкой при повышении температуры, это уменьшает ее износ.

Зимние шины (на рисунке справа) рассчитаны на низкие температуры. Состав резины сохраняет нужную мягкость даже в холод. Кроме того, рисунок протектора зимней шины имеет большее количество грунтозацепов с ламелями. Как правило, максимальная скорость зимних шин ограничена и является на порядок меньше, чем максимальная скорость автомобиля. В связи с этим в Европе предписывается размещать в поле зрения водителя наклейку с указанием максимально допустимой скорости в зимний период.

Не рекомендуется устанавливать на автомобиль смешанную резину!

Всесезонные и внедорожные шины

Всесезонные шины (на рисунке слева) являются компромиссным вариантом. Они подходят для всех времен года.

Внедорожные шины (на рисунке справа) предназначены для использования за пределами асфальтированной дороги. Их крупный протектор особенно хорошо подходит для рыхлого грунта.

Copyright © 2014 Tyre Plus - Кристина-авто. Все права защищены.